Космические корабли типа Союз-7К-ОК
16.01.2013 13:20

КосмонавтикаКосмический корабль Союз-7К-ОК - серия многоцелевых трехместных орбитальных космических кораблей. На нем испытывались маневрирования и стыковки на околоземной орбите, также корабли Союз 7К-ОК использовались для проведения ряда экспериментов.

Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 г. в ОКБ-1 как корабль для облета Луны. В космос должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков (изделия 7К, 9К и 11К). Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облета Луны на корабле, который выводит «Протон» (УР500К-Л1), а на базе 7К начали делать 7К-ОК - многоцелевой трехместный орбитальный корабль, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 г. (первый запуск 28 ноября). Первые 3 беспилотных пуска: 7К-ОК № 2, известный, как «Космос-133», 7К-ОК № 1 (старт которого был отложен, но привел к срабатыванию САС и взрыву ракеты на стартовой площадке), 7К-ОК № 3 ( «Космос-140») оказались неудачными и выявили серьезные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым («Союз-1») оказался трагическим - космонавт погиб. Тем не менее, корабли довели до исправного состояния и уже в 1967 состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», затем - пилотируемая, а затем групповой полет трех кораблей сразу и долговременный полет.

В 1969 началась работа над созданием долговременной орбитальной станции. Для доставки экипажа Союз 7К-ОК был должным образом модернизирован в версию Союз-7КТ-ОК (Т - транспортный).

Разработчиком и производителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном городе Королев, а испытания и подготовка кораблей к запуску - в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.

Корабли 7К-ОК состоят из трех модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАВ) (на рисунке сверху), спускаемого аппарата (СА) (посередине на рисунке), бытового отсека (ПВ) (снизу на рисунке).

Космонавтика

В ПАВ находится комбинированная двигательная установка, топливо для нее, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, максимальный диаметр 2,72 м Двигательная установка состоит из 28 двигателей причаливания и ориентации, по 14 на каждом коллекторе, из которых часть имеет тягу 13,3 кгс, часть (12 штук ) - 2,7 кгс, а также сближающий-корректирующий двигатель (ЗКД) тягой 300 кгс. СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты.

В оригинальной версии корабля «Союз 7К-ОК» ДПО работали на отдельном топливе (перекись водорода) и не располагали достаточными скоростных характеристик для схода с орбиты без КГДУ. Более того, при энергичном маневрировании топливо ДПО могло быть потрачено достаточно быстро, что несколько раз (например, в полете Союза-3) приводило к срыву программы полета.

В ПАВ также размещены баки с топливом. В самых первых «Союзах» они помещали 500 кг топлива в Союз TM - 880 кг, в Союз TMA - 900 кг. В ПАВ же установлены баллоны высокого давления (~ 300 атм) с гелием для наддува баков.

Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей (СБ) и аккумуляторов. До аварии «Союза-11» стояли СБ размахом 9,80 м и площадью 14 м ². Система обеспечивала среднюю мощность - 500 Вт. После аварии СБ убрали ради экономии веса и поставили одни лишь аккумуляторные батареи на 18 кВт • час. Их хватало на 2 дня автономного полета. Для программы «Союз» - «Аполлон» использовалась модификация с СБ площадью 8,33 м ² и батареей на 8 кВт • ч Современные «Союзы» оснащены СБ размахом 10 м и площадью 10 м ², что дает среднюю мощность ~ 1 кВт.

В спускаемому аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объем 3,5 кубометра. Во теплозащитным экраном расположены двигатели мягкой посадки, на внешней поверхности - перекисные двигатели управления спуском, управляющие ориентацией СА во время полета в атмосфере. Это позволяет использовать аэродинамическое качество СА и снизить перегрузки. В СА кроме космонавтов можно вернуть на землю 100 кг груза («Союз TMA»). СА покрыт теплозащитой на основе абляционных материалов.

Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объем - 5 кубометров. Он оснащен стыковочным узлом и системой сближения (ранее «Игла», теперь «Курс»). В герметичном объеме БУ располагаются грузы для станции, другая полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через посадочный люк на боковой поверхности БУ космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. ПО может быть использован для шлюзования в открытый космос в скафандрах типа «Орлан» через посадочный люк.

Цитировать эту статью на Вашем сайте